«

»

Распечатать Запись

Резолюция инвестиционного межрегионального форума «Зауралье-2014»

1404455940_0100.720x540Участники форума,руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», проанализировав экономический и инвестиционный потенциал, общемировые тренды территориального развития, обсудив процессы урбанизации, агломерации, территориальной кооперации,создания и развития межтерриториальных объектов инвестиционной инфраструктуры,направления решения экологических проблем, стимулирования развития молодежного предпринимательства, в целях создания и модернизации новых рабочих мест в высокотехнологичных и традиционных отраслях экономики, повышения инвестиционного потенциала регионов на основе межрегионального и межмуниципального сотрудничества предлагают объединить усилия органов исполнительной власти, муниципалитетов и бизнес-сообщества субъектов Российской Федерации в решении первоочередных задач, обозначенных в рамках следующих проблем:

          1. Реструктуризация экономики в 90-х годах двадцатого века нарушила действующие межрегиональные экономические связи, и в настоящее время только выстраивается новая структура и новые взаимоотношения между регионами, направленные на объединение потенциалов регионов, в том числе в целях создания высокопроизводительных рабочих мест.

Одной из важнейших задач реформирования российского федерализма, решаемых в последние годы, является совершенствование регионального развития. Разработка обособленного пути развития региона или муниципалитета ведет к деградации территории. Главными трендами современной региональной политики являются гибкость в использовании преимуществ конкуренции и кооперации, опора на принципы кластерной политики, формирование перспективных «полюсов роста» и новых рынков, высокая технологичность управленческих процессов, рост эффективности бюджетной политики в целях повышения качества жизни людей, развития человеческого потенциала. Среди мер по содействию занятости населения, созданию рабочих мест важным направлением является развитие предпринимательской инициативы населения, поддержка бизнеса на начальных этапах.

Предложения:

1.1. Реализовать модели межтерриториального развития, в основе которых лежит комплексность развития территорий, согласованные планы укрепления экономики, социальной и инженерной инфраструктуры, способные дать синергетический эффект от развития «полюсов роста», распространяемый на близлежащие территории.

1.2. Организовать эффективное межрегиональное сотрудничество на уровне правительств регионов, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций в части заключения развернутых соглашений, наполнения их реальным содержанием, разработки программ перспективного партнерства по конкретным отраслям, создания рабочих групп для поиска совместных «зон общих интересов»;

  1. 3. Сформировать для каждого региона «точки роста» – перечень экономических приоритетов по отраслям и видам деятельности с учетом потенциала территорий,и контролировать создание высокопроизводительных рабочих мест именно в этих «точках роста»;

1.4. Продолжить работу по расширению межкультурного диалога с регионами и укреплению межнационального мира и согласия;

1.5. Продолжить реализацию модели межмуниципальной кооперации на примере среднесрочных комплексных программ экономического развития Зауралья и социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы в качестве механизма формирования субрегионального единого социально-экономического и инвестиционного пространства на основе объединения промышленно-технического, кадрового, ресурсного потенциала этих территорий;

1.6. Предложить Общественному Совету по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Башкортостан обсудить вопросы развития индустриальных парков и инвестиционных площадок, а также инвестиционную составляющую программ ресурсообеспечивающих организаций в качестве эффективных механизмов создания высокопроизводительных рабочих мест.

         2. Территориальная дифференциация уровня социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Многолетний сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований свидетельствует об усугублении разрыва в уровне их развития. Есть муниципальные образования, которые имеют высокую бюджетную обеспеченность, располагают высокооплачиваемыми рабочими местами, в них создана комфортная среда проживания. В то же время многие муниципальные образования отличаются низким уровнем и многолетней депрессивностью социально-экономического развития. Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации стратегия выравнивания направлена на формирование стандартного уровня государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу независимо от места их фактического проживания или деятельности. Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям территорий не приводит к ожидаемым результатам. Муниципалитеты-лидеры теряют мотивацию к развитию, а на остальных территориях проявляются иждивенческие настроения.

Предложения:

2.1. Рекомендовать органам законодательной власти, экономическому блоку исполнительной власти, администрациям муниципальных образований разработать и обеспечить реализацию в субъекте Российской Федерации:

системы стратегического планирования на основе Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на всех уровнях: от регионального до муниципального;

Концепции территориального развития субъекта Российской Федерации, обозначающий вектор территориальной политики в регионе;

дорожной карты Стандарта деятельности муниципалитета по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;

системы мер, направленных на стимулирование муниципальных образований к увеличению доходов местных бюджетов;

системы эффективных механизмов и инструменты межрегионального и межмуниципального сотрудничества;

системы перспективных для развития муниципальных образований проектов.

          3. Отсутствие политики эффективного управления современными агломерационными процессами.

При обсуждении вопросов развития агломераций как эффективной формы межмуниципального сотрудничества участники форума отметили отсутствие на федеральном и региональном уровнях механизмов управления агломерационными процессами, отсутствие эффективных и успешно реализованных практик по развитию агломераций. Участники форума подчеркнули необходимость разработки на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы, регулирующей деятельность муниципальных образований по созданию и развитию агломераций. Отсутствие апробированных эффективных механизмов управления агломерационными процессами приводит к снижению эффекта от развития муниципальных образований.

Предложения:

3.1. В рамках реализации пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием агломераций в Российской Федерации, осуществляемой Министерством регионального развития Российской Федерации, рекомендовать экономическому и региональному блокам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в разработке методики оценки происходящих агломерационных процессов, сформировать предложения по механизмам и инструментам управления агломерационными процессами;

3.2. Рекомендовать экономическому и региональному блокам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучить мировой опыт управления агломерационными процессами и учесть его при разработке политики развития агломераций с привлечением ведущих отечественных и международных экспертов в сфере территориального стратегического планирования;

3.3. В Республике Башкортостан:

продолжить работу над проектом развития Южно-Башкортостанской агломерации как центра концентрации ресурсов и управление их развитием, направленных на комплексное развитие муниципальных образований, входящих в состав агломерации;

сформировать рабочую группу по разработке проекта Стратегии развития Уфимской агломерации;

внести предложения по повышению эффективности реализации механизмов межмуниципального сотрудничества и партнерства без внесения коррективов в административно-территориальное деление Республики Башкортостан, предложить модели развития на основе опыта формирования и управления республиканскими агломерациями (Уфимской и Южно-Башкортостанской).

         4. Низкий уровень развития человеческого потенциала, отсутствие условий и возможностей для профессиональной и творческой самореализации личности и создания комфортной среды проживания, ограничения участия населения в принятии управленческих решений, направленных на развитие территорий.

Причиной многих негативных процессов, происходящих сегодня на региональном и федеральном уровнях, является отсутствие условий для творческой и профессиональной самореализации личности, формализм в организации и деятельности общественных объединений, дефицит специалистов высокой квалификации. Именно они являются факторами, определяющими необходимость инвестиций в рост человеческого потенциала, разработки и реализации специальных практик, направленных на удержание «ценного» человека на продолжительное время. Человек с его профессионализмом становится системообразующей основой производительных сил территории. Поэтому управление развитием человеческого потенциала и капитала становится одной из прерогатив развития как экономики, так и общества в целом.

Предложения в Республике Башкортостан:

4.1. Продолжить дальнейшее сотрудничество с Всемирным банком по реализации проектов поддержки местных инициатив, тиражировании информации об успешных практиках реализации таких проектов;

4.2. Проанализировать имеющийся мировой и отечественный опыт по созданию и эффективной работе институтов развития, ориентированных на формирование и удержание человеческого капитала;

4.3. Разработать механизмы работы с населением в рамках формирования гражданского общества, в том числе, на основе проведения опросов с целью изучения общественного мнения.

5. Необходимость повышения уровня обеспеченности экономики региона банковскими услугами, решение проблемы дефицита финансовых ресурсов.

Участники форума отметили основные проблемы, препятствующие развитию кредитования, а именно: низкую коммерческую эффективность и непроработанность предлагаемых к финансированию инвестиционных проектов;  отсутствие ликвидного залогового обеспечения или государственных гарантий; низкую прозрачность деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и недостаточную финансовую грамотность населения и предпринимателей; недостаточное использование существующих мер государственной поддержки. Со стороны кредитных организаций выделены проблемы развития финансово-банковских услуг: замена кредита на предпринимательские нужды потребительским кредитом, который является более дорогим и не попадает под меры государственной поддержки; низкий уровень доходов населения и низкий уровень конкурентоспособности в сфере торговли в сельской местности; низкая рентабельность функционирования подразделений кредитных организаций.

Предложения:

5.1. Кредитным организациям продолжить взаимодействие и рассмотрение заявок инициаторов инвестиционных проектов Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы, подтвердивших потребность в привлечении банковских кредитов для финансирования проектов; принять меры по расширению линейки кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса, личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств, населения; организовать взаимодействие с кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями; более активно проводить на территории Зауралья информационно-разъяснительные кампании, направленные на повышение уровня финансовой грамотности;

5.2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований:

ежеквартально проводить инвентаризацию и актуализацию перечня инвестиционных проектов;

организовать индивидуальную работу с инициаторами инвестиционных проектов;

привлекать кредитные организации к экспертизе (оценке), сопровождению и организации финансирования инвестиционных проектов;

приглашать представителей кредитных организаций на встречи с предпринимателями и населением в целях информирования о существующих банковских продуктах;

активно привлекать внебюджетные средства, в том числе банковские кредиты, для финансирования проектов, в том числе проектов по развитию социальной инфраструктуры;

активно препятствовать функционированию организаций, привлекающих денежные средства населения для реализации высокорисковых проектов, в том числе «финансовых пирамид»;

совместно с кредитными организациями провести работу с торгово-сервисными предприятиями по максимальному охвату торговых точек электронными терминалами для оплаты товаров и услуг;

рассмотреть возможность предоставления банковских услуг на территории Зауралья через автозаправочные станции, страховые компании и отделения Почты России.

5.3. В рамках Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы:

ГАУ РБ «Агентство по привлечению инвестиций» оказать содействие инициаторам инвестиционных проектов на территории Зауралья в разработке бизнес-планов и организовать сопровождение проектов на всех инвестиционных стадиях;

операторам интернет-связи активизировать работу по увеличению охвата населенных пунктов Зауралья сетью Интернет для развития альтернативных каналов банковского обслуживания, внедрения современных дистанционных технологий, не требующих открытия новых банковских офисов.

         6. Многочисленные проблемы и препятствия на пути развития «зеленой» экономики в Российской Федерации.

Рассмотрев барьеры, стоящие на пути достижения «зеленой» экономики, участники форума отмечают, что недостаточно осуществляется работа по реализации проектов с применением энергоэффективных технологий и «зеленых» стандартов. Особенно данная ситуация актуальна для Зауралья с развитой горнорудной промышленостью. В экологическом отношении деятельность этих предприятий проявляется в загрязнении вредными веществами и отходами, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, продуктов питания местного производства и активно влияет на сокращение площадей земель пригодных для сельскохозяйственного использования, снижения продуктивности земельных ресурсов; нарушения гидрологических и гидрогеологических режимов района; нарушения природных ландшафтов. Только в Республике Башкортостан предприятиями горной промышленности ежегодно образуются порядка 11,1 млн. тонн отходов, объем которых к настоящему времени превысил 1 млрд. тонн.

Предложения:

6.1. При выборе инвестиционных проектов отдавать предпочтение проектам, направленным на развитие и внедрение стандартов «зеленой» экономики;

6.2. Внедрить «зеленые» стандарты при проектировании и строительстве объектов, планируемых к реализации за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов;

6.3. Осуществлять постоянную пропаганду внедрения стандартов «зеленой» экономики;

6.4. Внести предложение в Министерство образования и науки Российской Федерации о включении в планы учебных процессов ВУЗов, ССУЗов тематику, касающейся «зеленой» экономики;

6.5. Научным организациям активизировать работу по разработке новых технологических решений в области «зеленой» экономики и включению их в справочники Российской Федерации по наилучшим доступным технологиям;

6.6. Предприятиям и организациям обеспечивать разработку и выполнение планов модернизации производств с одновременным повышением энергоэффективности и снижением нагрузки на окружающую среду;

6.7. Предприятиям малого и среднего бизнеса проработать вопрос о возможности внедрения «зеленых» стандартов в сфере предпринимательства;

6.8. Необходимо уменьшить вредное воздействие на окружающую среду и обеспечение восстановления природных компонентов при промышленной заготовке лесов за счет соблюдения Правил заготовки древесины, противопожарных и лесозащитных мероприятий, режима ведения хозяйства в водоохраной зоне в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

6.9. Рассмотреть вопросы совершенствования экологического законодательства Республики Башкортостан и инвестиций в экологию региона в рамках работы Общественного Совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Башкортостан; ускорить разработку регионального нормативного документа в области строительства по внедрению Системы добровольной сертификации объектов недвижимости в соответствии с «зелеными» стандартами; администрациям городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан максимально поддерживать развитие различных форм экологического предпринимательства;

6.10. Рекомендовать предприятиям горнорудной промышленности активно проводить работу в части: осуществления разработки и выполнение планов модернизации производств с одновременным повышением энергоэффективности и снижением нагрузки на окружающую среду; постоянного улучшения интегрированной системы менеджмента качества; предупреждения нерационального использования земельных ресурсов при добыче руды, а также уменьшения до минимально возможного уровня количества вредных веществ, выделяющихся в процессе горного производства и переработки руды; внедрения собственных внутрикорпоративных зеленных стандартов, в том числе в рамках соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством Республики Башкортостан и ЗАО «Бурибаевский горно-обогатительный комбинат», ООО «Башкирская медь», ОАО «Учалинский ГОК», подписанных 4 июля 2014 года;

6.11. Учитывая высокий процент присутствия перестойной и низкосортной древесины в лесном фонде Зауралья, ухудшающие экологические и защитные функции лесов, потенциал использования отходов деревообработки необходимо дополнительно проработать вопрос создания производств по глубокой переработке древесины.

         7. Недостаточные темпы развития молодежного предпринимательства в сельской местности и  моно-городах.

Обсудив перспективы молодежного предпринимательства и проблем, связанных с созданием и ведением бизнеса молодыми предпринимателями в сельской местности и в моно-городах, участники форума отмечают недостаточную мотивацию молодых людей для создания собственного дела, недостаточную эффективностьмеханизмов государственной поддержки, информационного, аналитического, маркетингового сопровождения бизнес-проектов.

Предложения:

7.1. Постоянно проводить обучающие семинары, в том числе с привлечением специалистов бизнес-инкубаторов и ассоциаций предпринимателей, подготовленные с учетом экономико-географических аспектов сельской местности и моно-городах для начинающих предпринимателей и молодых людей, желающих открыть собственное дело, по финансовой грамотности, оказывать помощь начинающим предпринимателям по подготовке анализа ситуации на рынке товаров и услуг, актуальности данных товаров (услуг), предоставлять информацию о кредитных продуктах по минимальным процентным ставкам;

7.2. Разработать направления молодежной предпринимательской деятельности в сельской местности и моно-городах, способные развиваться через франчайзинговые сети.

http://zaural.pravitelstvorb.ru/wp-content/uploads/2014/09/проект-РЕЗОЛЮЦИИ-Зауралье-2014.pdf

Постоянная ссылка на это сообщение: http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=2464